Продолжаю публиковать свой перевод книги «The Queen's servants: Gentlewomen’s dress at the accession of Henry VIII», основанной на сохранившихся документах Королевской гардеробной Генриха VII и Генриха VIII. На сей раз речь пойдет о самих предметах одежды дам королевского двора Англии на рубеже 15-16 вв. - киртлах, гоунах, головных уборах, белье и т.д., особенностях их кроя, пошива, цветов и сочетаемости материалов, стоимости и т.д. В этой части книги рассматривается одежда дам самых разных статусов – от девушек-«качальщиц» Детской до королевских дочерей.
Поскольку перевод получился достаточно большой, приведу здесь краткие тезисы:
1. Присхождение дамы и занимаемый ею пост при дворе напрямую влияли на то, какую одежду ей выдавали.
2. В одно и то же время дамы двора могли носить гоуны как «традиционных», так и модных» фасонов. Гоуны были наиболее важным и чаще выдаваемым предметом одежды – в документах упоминается 382 гоуна против 103 киртлов. Киртлы не было принято демонстрировать на публике. Упоминаются отдельные рукава для киртлов, которые были видны из-под широких рукавов гоунов.
3. Метраж ткани на гоуны и киртлы был достаточно ограничен – на гоун отпускалось три ярда (или три ярда с четвертью, если гоун имел шлейф) бродклоса или 10-12 ярдов шелковых тканей. На киртл уходило 3 и одна восьмая ярда ворстеда или 6-7 ярдов шелковых тканей. Наиболее частый цвет для гоунов и киртлов – черный.
4. И гоуны, и киртлы полностью ставились на подкладку. Если подкладка была из ткани, то и отделка края обычно делалась из ткани, но более дорогой – атласа, бархата. Гоун на меховой подкладке имел отделку из более дорогого меха того же цвета, что и подкладка. Сочетание «подкладка из ткани + отделка из меха» почти не встречается. Тканевые подкладки на гоун - черный букрам, коттон (шерстяная ткань) или сарсенет, на киртл – черный или белый коттон. Лиф киртлов дополнительно дублировался одним или двумя слоями льняного холста.
Для тех, кто не видел, прикрепляю также первую часть перевода - о типах использовавшихся мехов и тканей.